Рубеж XIX - XX веков - это период активного становления и развития репродукционной техники, сделавшей большой шаг вперед в области воспроизведения изображения. Отныне труд гравера, переводившего живописное произведение на язык литографии, становится не столь актуальным, поскольку на помощь издателям иллюстрированных журналов, альбомов и сборников пришла фотография. Фотомеханический способ перенесения изображения на лист бумаги вызвал небывалый рост разного рода иллюстрированных изданий и, соответственно, рост числа типографий, способных быстро и качественно исполнять заказы на печать. В Россию новые технологии проникали медленно, и часто репродукции по заказу отечественных издателей печатали иностранные фирмы. Некоторые из них ориентировали свою работу исключительно на российский рынок, и одной из таких типографий, находившейся в Париже - центре художественной жизни Европы - владел выходец из России Илья Соломонович Лапин.
Сейчас, спустя более столетия после основания его фирмы, наверное, невозможно составить полный перечень всей выпущенной им печатной продукции. Это были альбомы, каталоги, художественная литература, плакаты и афиши, листовки, открытки и другие виды художественных изданий. В России более известны выпущенные им открытые письма, посвященные разным темам: это и репродукции картин из различных художественных музеев и выставок, оригинальные работы художников для открытых писем, открытки, посвященные Дому Романовых, Отечественной войне 1812 года, Первой мировой войне. Сейчас сложно даже приблизительно назвать точное количество выпущенных им открытых писем, значительная часть которых издавалась специально для распространения в России. Судя по масштабам издательской деятельности И.С. Лапина, выступавшего не только в качестве исполнителя заказов, но и в качестве издателя, можно предположить, что в его руках находилась огромная издательская империя с большим штатом служащих и кругом распространителей. Однако история этого издательства, ставшего культурным посредником между Россией и Францией, долгое время не привлекала внимания исследователей. Издательский Дом «Крепостновъ» уверен, что основанная на уникальных архивных документах история этой фирмы будет интересна не только филокартистам, букинистам и книговедам, но и всем, интересующимся историей русского и французского искусства и культуры.
Одним из художников, с которым сотрудничал И.С. Лапин и с которым даже жил в одном доме, был Сергей Сергеевич Соломко, уникальный мастер, в работах которого причудливо сочетаются салонное искусство и стиль модерн, в творчестве которого «декаденты» художники объединения «Мир искусства» сами находили черты декадентства. Он был близок многим современным направлениям и течениям в изобразительном искусстве, но в то же время обладал собственной хорошо узнаваемой манерой. Диапазон его творческих интересов сопоставим с художниками эпохи Возрождения - он также работал в разных видах искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, монументальная живопись) и весьма успешно. Каталог открыток С.С. Соломко препровожден его биографией, впервые столь подробно раскрывающей все грани его творчества и знакомящей с художником всех, кому небезразлична история русского искусства последней четверти XIX - начала XX века.
ВАЛЕРИЙ КРЕПОСТНОВ
КОЛЛЕКЦИОНЕР