Отрывок из четырехтомного издания.
У издания, которое читатель держит в руках, два главных героя – Первая мировая война и открытка. Есть нечто общее в их судьбе. Война поставила финальную точку в истории «долгого» XIX века. Открытка была порождением этой эпохи, и ее так называемый «золотой век» также окончился в окопах Первой мировой. Сближает их и краткость человеческой памяти. Первая мировая оказалась во многом «забытой войной», и, с другой стороны, лишь коллекционеры и немногочисленные
историки отдают себе сегодня отчет в том, насколько мощным феноменом культуры и повседневности была некогда почтовая открытка. Наконец, в ходе самой войны, как убедится читатель, открытка являлась постоянным, естественным, всеприсутствующим фактором обыденной жизни десятков миллионов людей.
Наша публикация преследует двойную цель. Мы стремимся рассказать о Первой мировой войне посредством почтовой открытки и одновременно познакомить читателя с ней, этим удивительным и сегодня уже практически исчезнувшим явлением.
Основу публикации составляет одна из самых крупных в мире коллекций (свыше 50 тыс. открыток), посвященных эпохе Первой мировой войны, которая собиралась на протяжении нескольких десятилетий. Настоящее издание не имеет аналогов в предшествовавшей мировой практике, отличаясь от прочих публикаций открыток по Первой мировой войне как количеством (более 5,5 тыс.) и многообразием сюжетов, так и своим форматом. Размеры представленных в издании открыток позволяют ясно видеть их сюжеты и тексты, что обеспечивает их понимание и возможное научное использование.
Уже в силу количества открыток мы были лишены возможности полноценно познакомить читателя с оборотной стороной открытки, приоткрывающей дверь в мир личных чувств и побуждений человека эпохи Первой мировой войны. Осознанный и часто с любовью сделанный выбор сюжета открытки в сочетании с ее текстом превращают эти несколько граммов ветхого картона в комплексное послание, вероятно, более эмоционально насыщенное, чем обычное письмо. Мы постарались донести эту комплексность до читателя, выборочно публикуя оборотную сторону и личные тексты отдельных открыток.
Настоящее издание не могло бы состояться без профессионализма и помощи наших друзей и коллег. Наша самая глубокая и искренняя признательность принадлежит в первую очередь Алексею Ладыженскому, ведущему эксперту в области филокартии, а также его супруге Галине. Мы благодарим за помощь Наталью Наумову (Москва), Арину Лазареву (Москва), Дмитрия Артемьева (Москва), Вольфганга Мюллера (Вена), Анн Жоржи (Париж), Эндрю Наппа (Рединг), Пола Родзянко (Нью-Йорк) и особенно Карла Штеле (Мюнхен) – выдающегося знатока и энтузиаста открытки, совсем недавно безвременно скончавшегося.
Открытки Первой мировой войны подобны огромному разбитому зеркалу, в осколках которого отразилась война во всем ее многообразии – героическом и грязном, возвышенном и смешном, сентиментальном и шокирующем. В настоящем издании мы собрали эти осколки.
Валерий Крепостнов
Александр Медяков
This edition offers readers two main topics – World War I and postcards from that time. The start of the Great War brought to an end the 19th century, which is considered by historians to date between 1789-1914. Postcards were a creation of that epoch and its socalled ‘Golden Age’ conjointly ending in the First World War trenches. Only now have collectors and some historians realize that, once the postcard had been a powerful cultural phenomenon of daily life. In the course of the war, as the reader will see, the postcard remained a constant, natural, omnipresent factor in the everyday life of tens of millions of people.
Our edition has a dual purpose. Our aim is to tell the story of World War I through postcards and at the same time to introduce the reader to this amazing and now almost vanished phenomenon. This current publication is based on one of the largest collections in the world (more than 50,000) dedicated to the World War I period. It is a collection that has been assembled over several decades. The present edition can in no way be compared with any previous publications of war-time postcards because it differs from them both in the quantity of the cards (over 5,500) and the format. The actual size of the postcards in the current edition makes it possible for us to see their subjects and messages clearly, and thus to interpret and possibly use them for research.
The vast quantity of postcards we wish to present makes it impossible for us to expose to the reader to all the reverse views of the cards that lifts the veil from the world of people’s private emotions and motives during the war period. The conscious and often loving choice of a postcard’s subject, together with its text, have turned these few grams of old cardboard into a complex
message that perhaps was more emotionally charged than an ordinary letter could have been. We are only able to bring some of this richness to the reader, by publishing a selection of the private messages found on backs of the cards.
The present edition could not have been possible without our friends’ and colleagues’ professionalism and assistance. Our deepest and sincerest gratitude is owed to Alexey Ladyzhensky, a leading expert in the field of deltiology, and his wife Galina. We wish to thank Natalia Naumova (Moscow), Arina Lazareva (Moscow), Dmitry Artemyev (Moscow), Wolfgang Mueller (Vienna), Anne Georgi (Paris), Andrew Knapp (Reading), Paul Rodzianko (New York) for their help. Our special thanks are due to the late Karl Stehle (Munich) – a prominent expert and an enthusiast of postcards.
Postcards from World War I are like one huge broken mirror; its pieces reflect the aspects of war in their diversity – the heroic and the dirty, the exalted and the ridiculous, the sentimental and the shocking. We have put these pieces together in this present edition.
Valery Krepostnov
Alexander Medyakov