МАСТЕРИЦЫ СЛОБОДЫ ДЫМКОВО.
Данная книга посвящена мастерицам Дымкова. Многие из них родились в этой заречной слободе, и с раннего детства матери и бабушки обучали их лепить глиняные игрушки. И часто это занятие становилось главным в жизни мастериц.
Игрушки лепили и красили семьями, каждый дом был отличен от другого. Десятилетиями, а может быть, веками складывались династии.
«Время не сохранило ни имён, ни произведений многих мастеров, но в лице хотя бы А.А. Мезриной можно судить об их талантливости и силе изображения. Традиции игрушки передаются очень чётко, и в её работе имеется много от ушедших мастеров», - так писал Алексей Иванович Деньшин, большой знаток истории и состояния дымковского глиняного промысла. Именно он сохранил для будущих поколений более ста зарисовок игрушек Анны Афанасьевны Мезриной, издав в 1920-х гг. четыре альбома с её уникальными творениями.
А.А. Мезрина стала основоположницей династии Мезриных. Это её сестра Мария Афанасьевна Лалетина (Мезрина) и две её дочери - Александра Ивановна Мезрина и Ольга Ивановна Коновалова (Мезрина).
Основным стержнем династии Кошкиных была Елизавета Александровна Кошкина, «у которой совершенно особая своя манера изъясняться в глине». «Как учила меня в малолетстве маменька», - поясняла она всё тому же А.И. Деньшину.
В династии Кошкиных ещё три мастерицы с ярко выраженным своим творческим почерком в пластике игрушек и характере росписи. Сестра Мария Александровна Ворожцова (Бугреева), дочь Зиновия
Фёдоровича Безденежных (Кошкина) и сноха Евдокия Захаровна Кошкина (Горинова), вышедшая замуж за сына хозяйки Николая. Е.З. Кошкина продолжила традиции дома Кошкиных в своих глинистых довольно крупных по пластике, несколько статичных игрушках, что характерно для всех игрушечниц династии Кошкиных.
Династия Пенкиных самая большая: шесть женщин и двое мужчин. Основоположнииа её — Евгения Викторовна Пенкина, которая работала в Дымково в конце XIX века. Своему ремеслу она обучала пятерых своих дочерей. Знаменитой игрушечниией стала её дочь Елизавета Ивановна Пенкина. Известность в слободе получил и её брат Василий Иванович Пенкин. Время не сохранило его игрушек, но своими изделиями он веселил жителей слободы Дымково, «когда отображал в своей лепке какую-нибудь забавную историю или случай, произошедший у них в Дымково», - вспоминал об этом времени А.И. Деньшин, неоднократно наблюдавший подобные сиены в слободе.
Женой Василия Пенкина стала Зоя Васильевна Пенкина (Тихонина), мастерица со стороны, из Уржумского района. Начала она лепить дымковские игрушки в 1935 г. по настоятельной просьбе А.И. Деньшина. Красила её игрушки с 15 лет дочь Вера Васильевна Киселёва (Пенкина).
Сын Зои Васильевны Пенкиной Анатолий Васильевич Пенкин тоже лепил игрушки. В коллекции Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых хранятся две его игрушки. Начинал же он именно с дымковских игрушек чисто мужской тематики: «Красноармеец у пулемёта» или «Пароход с фигурой моряка на корме».
Зоя Васильевна Пенкина в Дымково с шестилетнего возраста, как это было в слободе принято, воспитывала свою внучку Римму Пенкину, ныне ставшую продолжателем традиций рукотворного искусства семейства Пенкиных.
Из этой же династии вышла Лидия Николаевна Никулина (Пенкина) - внучка Евгении Викторовны Пенкиной, основоположницы дома Пенкиных.
Каждая из мастериц многочисленного семейства Пенкиных имеет свои творческие особенности. Но есть у них и обшие черты. Игрушка этого дома удивительно живая, сохраняющая прикосновение рук мастериц, их душевное тепло, волнение и переживание.
И ещё в дымковском промысле существует одна династия: Деньшин Алексей Иванович и его жена Екатерина Косс-Деньшина. Безусловно, благодаря Алёше Деньшину Екатерина Косс выбрала профессию мастерицы, но сложилась как игрушечница в Дымково. Общаясь со старушками, она красила игрушки Елизаветы Ивановны Пенкиной и Марии Александровны Ворожцовой с 1941 г. до конца их дней. А потом лепила и красила игрушки с мужем А.И. Деньшиным, особенно в годы Отечественной войны. С годами она стала мастерицей с большой творческой фантазией, делала эскизы для льняных тканей, выполняла рисунки костюмов для танцевальных коллективов, лепила и красила игрушки, опираясь на богатый опыт А.А. Мезриной.
Алексей Иванович Деньшин - это особая личность. Всю жизнь он зарисовывал игрушки дымковских мастериц. Особенно много рисовал в 1930 и 1940-е гг. для музеев, Института игрушки, «Всекохудожника», Комитета по делам игрушки Наркомпроса, для Международной выставки в Париже. Всего более двух тысяч рисунков, многие из которых никогда не публиковались и затерялись.
Тем большую ценность представляют его рисунки, хранящиеся в фондах Вятского художественного музея им. В.М. и Л.М. Васнецовых. Более двухсот подлинных зарисовок с 1 912 г. по 1948 г. Сто сорок пять из них - подарки в 2001 г. Иосифа Николаевича Абашева, племянника Е.И. Косс-Деньшиной, наследника архивов и игрушек семьи Деньшиных. Именно из этой коллекции мы с главным хранителем фондов музея Евгенией Сазановой отобрали для печати в этом издании тридцать зарисовок дымковских игрушек Алексея Деньшина, созданных разными мастерицами, в основном старшего поколения.
Помимо текстовой части в издание вошло большое количество документального материала - фотографии игрушечниц разных лет, а также групповые фотографии современных мастериц различных поколений вместе с их учителями и наставницами из слободы Дымково.
В книге впервые воспроизведены дымковские игрушки представителей почти всех династий из частного собрания и музея «Традиции и современность» Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка».
Автор и составитель Генриэтта Киселёва