ВСЕРОССИЙСКАЯ СВЯТЫНЯ - ВЕЛИКОРЕЦКАЯ ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ.
История Великорецкой иконы святителя Николая, одной из самых известных чудотворных икон России, началась в те времена, когда в далекий Вятский край пришли первые русские православные жители. Известно, что они были новгородцами и, не желая участвовать в распрях между русскими князьями, покинули свой город и отправились на поиски земли, где бы можно было «безмятежно житии и междоусоби отойти».
После нескольких лет скитаний, летом 1181 года, новгородские переселенцы пришли на реку Вятку и основали здесь первые русские православные поселения.
Жизнь первых христиан в далекой Вятской стране, в окружении языческих народов, была трудной и опасной. К тому же, вскоре на Русь напало войско Батыя. Скорбь и страдание надолго стали спутниками переселенцев, и только вера в помощь Божию спасала их от отчаяния и давала силы жить. Именно тогда, в утешение вятским христианам, Господь явил образ святителя Николая, который прославился столь великими чудесами, что река, вблизи которой был обретен этот образ, получила название Великой.
Как сообщает одно из сказаний, произошло это в 1383 году «при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России». В то время в одном из русских поселений на реке Кобре хранился образ святителя Николая, написанный «в чудесех», то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. В те годы русские жители Вятской страны нередко подвергались нападениям местных племен - вотяков и черемисов. Спасаясь от одного из таких набегов, христиане были вынуждены бежать «дикими лесами» на реку Великую и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо как судьбами Божьими» оставили тот святой образ.
Когда это произошло и как долго икона пребывала в безвестии, неизвестно. Однажды мимо этого места проезжал крестьянин. Вдруг он увидел в лесу чудесный свет - как бы от множества горящих свечей, но не решился подойти к таинственному месту и продолжил свой путь. Возвращаясь домой крестьянин снова увидел на том же месте сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался сквозь лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, «свещи же невидима быша». Тогда, со страхом Божиим и радостью, крестьянин взял обретенную икону и принес в свой дом, но о своей чудесной находке никому не сказал. Однако недолго довелось крестьянину в неведении хранить святыню, ибо сказано: «Не может укрыться город стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15). Был в том селе «человек некий, именем Иоанн», который уже двадцать лет «лежал в расслаблении», без движения. Однажды во сне явился ему святитель Николай и, открыв имя крестьянина, хранящего святой образ, повелел больному пойти и приложиться к святой иконе с верой в исцеление. Едва желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и, «домочадцами своими подкрепляем», пришел в указанный дом. Упав на колени перед святой иконой, больной со слезами молился о своем исцелении и, когда приложился к чудотворному образу, внезапно почувствовал себя совершенно здоровым. Тогда хозяин дома, осознав какой великой святыни сподобил его Господь, поведал историю и указал место обретения чудотворной иконы, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на том месте часовню и поставили в ней чудотворный образ.
Весть о чудесном образе быстро разнеслась по окрестным поселениям. Со всех концов Вятской страны к нему потянулись паломники, и вскоре небольшая часовня на реке Великой уже не смогла вместить всех почитателей святителя Николая. Тогда, с благословения московского митрополита, великорецкие жители построили деревянный храм, «и в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим». Предание говорит, что местные черемисы не раз приходили к тому храму, желая его порушить и сжечь, но он, чудесным образом, становился для них невидим. Иногда же они видели этот храм поднявшимся в воздух над землей, и дивное видение ужасало и вразумляло их.
Книга «Великорецкий крестный ход. Россия -Вятка. XIV—XXI века» посвящена древней духовной традиции, зародившейся на Вятской земле более 600 лет назад.
Образы паломников и краски северной природы создают впечатление органичного единства одухотворенности крестноходцев и окружающего мира, созданного Творцом. Спустя столетия Великорецкий крестный ход не угасает, являя силу православного духа, вызревающего з глубинах народных. Иллюстрации книги, выполненные талантливыми мастерами фотографии, понятны и просты для восприятия широкого круга читателей.