ОТРЫВОК ИЗ КАТАЛОГА WIENER WERKSTAETTE / ВЕНСКИЕ МАСТЕРСКИЕ/

В 1897 году в Вене была основана Ассоциация австрийских художников, более известная как Венский сецессион. Одним из самых талантливых участников
Венского сецессиона, которому было затем суждено стать воплощением дизайнера-универсала новейшего типа, был художник Коломан Мозер (1868–1918).
Он знаменовал собой тип художника-конструктора, способного распространить эстетические принципы венского модерна на все области жизни. Масштаб практической деятельности К. Мозера не мог не поражать современников. Он с равной степенью таланта и усердия проектировал как маленькие почтовые ярлыки площадью в несколько квадратных сантиметров, так и масштабные общественные интерьеры. При этом он занимался портретной живописью, разрабатывал фирменные стили для многочисленных заказчиков. Он прославился своими новаторскими работами в Венском сецессионе. Работая в жанре афиши, журнальной обложки и книжного переплета, художник выдвинул свою собственную концепцию произведения прикладной графики. Эта концепция предусматривала геометризацию графического объекта, будь то плакат, этикетка для коробочки, книжный переплет или почетный диплом. Царство прямых линий сохранилось в официальных документах до сих пор, поэтому у исследователей Венского сецессиона есть все основания считать, что некоторые художественные открытия К.Мозера используются и сегодня. Коломана Мозера хорошо знали и любили в России, так же как и его коллег по Венскому сецессиону. Его знали не только по произведениям прикладной графики, но и по другим работам.

Венский сецессион оказал огромное влияние на всю дальнейшую эволюцию прикладной графики и дизайна. Сецессионисты уделяли много внимания синтезу искусств. Они рассматривали интерьерное пространство как сплав живописи, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Художники-сецессионисты ввели особое – геометрическое – построение произведений прикладной графики: строгая система рамок создавала своеобразный геометрический орнамент. Иногда внутри этих рамок размещались причудливые композиции из извилистых линий, символизировавшие, например, четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю.

English