Отрывок из каталога ЕЛИЗАВЕТА БЕМ

Художница второго плана Елизавета Меркурьевна Бём… Именно этот «второй план» и стал той причиной, из-за которой ее творческое наследие оказалось на долгие годы практически в забвении. Не оказал ей добрую службу и русский стиль, в котором художница работала, поскольку он активно поддерживался и даже насаждался «сверху» императором и правительством. И только узкий круг филокартистови собирателей книг знали и ценили творчество художницы, к работам которой невозможно относиться равнодушно. Для них долгое время единственным источником сведений биографического характера о художнице оставалась малюсенькая брошюрка детской писательницы и художницы, соученицы Е.М. Бём по Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, Софьи Ивановны Лаврентьевой «Друг детей – Е.М. Бём», текст которой изначально был напечатан в журнале «Русская старина».

В последнее время творчество Е.М. Бём (урожденной Эндауровой) привлекает все большее внимание. Подтверждением этому стал выход в свет посвященного ей альбома-монографии С. Чапкиной-Руги, в котором не только впервые были воспроизведены многие работы мастера, но и произведена попытка составления полного каталога ее произведений. Неоднократно издавались каталоги открыток, отпечатанных с силуэтов и акварелей художницы. Но в то же время, этот аспект творческой биографии художницы – история ее сотрудничества с издательствами открытых писем – до сих пор не привлекал самостоятельного внимания исследователей. 
 

Елизавета Эндаурова родилась в старинной дворянской семье 12 февраля (24 февраля по новому стилю) 1843 года в Санкт-Петербурге, где и прожила практически всю свою жизнь. Ее отец служил в это время в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. Однако детство ее, начиная с пятилетнего возраста, протекло в имении родителей – сельце Щепцово Пошехонского уезда ярославской губернии. По словам ярославского исследователя ее творчества Т. Лебедевой, «этот край был мало затронут цивилизацией и представлял собой живописную глухомань: холмистую местность,изрезанную речками, ручьями, богатую густыми лесами, изобилующими зверьем и птицей. До ближайшего уездного города Пошехонья – более 40 верст». Семья была большая и дружная; у Елизаветы было три брата и две сестры. Живя в деревне и наблюдая за сельской природой, будущая художница с раннего возраста пыталась зарисовывать окружающие ее предметы и явления: «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; и я иначе себя не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки». Один из ее братьев вспоминал: «В детстве она вырезала из белой бумаги силуэты знакомых и очень схватывала сходство, а также искусно и мелко вырезала из бумаги целые виды – тут были и домики, и разные деревья, и животные в различных позах». Однако в деревенской глуши уроков рисования брать было не у кого, и систематической художественной подготовки для поступления в художественную школу будущая художница не получила. Свои детские рисунки, исполненные на клочках бумаги, она отсылала в Петербург своим подругам, а ее родители – родственникам. Среди родственников со стороны матери художницы выделялось большое семейство Ильиных, представители которого были владельцами крупнейшей в Российской империи картографической типографии – Картографического заведения А.А. Ильина, располагавшегося в петербургской Коломне на реке Пряжке. Три поколения Ильиных последовательно сменяли друг друга на посту директоров этого предприятия, превратив его в прекрасную полиграфическую базу, которая могла печатать в высоком качестве не только карты и планы по заказам Военного министерства, но и репродукции и книги. По приглашению двоюродного дяди Е.М Эндауровой, Алексея Алексеевича Ильина, с его типографией сотрудничали некоторые известные художники. Например, в течение двух лет здесь выпускалась печатная продукция коммерческого характера, созданная по рисункам В.М.Васнецова.

Принято считать, что Е.М. Бём была ученицей И.Н. Крамского. Однако в школе они могли общаться всего один год из восьми лет, проведенных там художницей, поскольку передвижник начал преподавать только в 1863 году. Несомненно, что их знакомство состоялось именно в школе, но близким оно стало, по словам художницы, только с 1875 года, «то есть с того времени, как я начала заниматься изданием моих силуэтов, к которым он относился весьма сочувственно, и они все прошли через его цензуру»12. Е.М. Бём всегда с неизменной благодарностью отзывалась о художнике: «Самые отрадные воспоминания останутся у меня навсегда о Крамском и глубокая благодарность за ту пользу, которую он мне принес». Польза заключалась в том, что именно благодаря И.Н. Крамскому она получила понятие и правилах и приемах рисования. Именно через посредствоv И.Н. Крамского состоялось знакомство Е.М. Бём с художественным критиком В.В. Стасовым. По окончании школы Елизавета Эндаурова вернулась в ярославское имение, где исполняла натурные зарисовки животных. На зимний период художница перебиралась в Петербург, где жила в семье своей приятельницы А.В. Дмоховской. Через год после окончания Рисовальной школы за свои летние зарисовки животных карандашом и акварелью, неизменно одобряемые И.Н. Крамским, Е.М. Эндаурова получила серебряную медаль Общества поощрения художеств.

English