Во времена правления Николая II Российскую империю охватил небывалый рост предпринимательства. Экономическая политика правительства благоприятствовала развитию не только крупного промышленного капитала, но и мелких предприятий и частных инициатив. Санкт-Петербург как столица России оказался в наибольшей степени охвачен этой тенденцией, но и в других крупных городах центральные улицы города пестрили разноцветной рекламой, приглашавшей в разного рода магазины и предлагавшей всевозможные услуги. Главный проспект империи -Невский проспект - был лакомым кусочком для предпринимателей. Открыть магазин даже поблизости от него считалось не только престижным, но и гарантией успеха, так как именно сюда все стремились за покупками. Ведь несмотря на появление автомобилей и становление общественного транспорта покупателям все-таки проще было приобретать товары в магазинах, территориально расположенных близко друг к другу и, тем самым, экономить время. На Невском проспекте было много банков, торговых и посреднических контор, магазинов, ателье фотографов, церквей практически всех христианских конфессий (близость храмов также была немаловажной для владельцев магазинов и контор, так как их заведение могли посещать прихожане), ресторанов, театров, вблизи находились общедоступные музеи.
Особенно оживленным было начало Невского проспекта от Адмиралтейства до реки Фонтанки, старинной границы города. Именно в этой его части, почти напротив Гостиного двора, находился католический храм св. Екатерины, построенный по проекту французского зодчего Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота. К нему примыкали два жилых флигеля, выходящие на Невский проспект. В конце XIX столетия большая часть помещений этих корпусов сдавалась разным предпринимателям и фирмам. Здесь работали ювелирные магазины, отделение банка, фотоателье, аптека, Музыкально-вокально-драматические курсы. Среди этих учреждений находился и склад с мастерской искусственных цветов, зелени и принадлежностей для цветов, принадлежавший выходцу из Германии Рихарду Рихардовичу Лютерману. Вообще петербургские немцы составляли особую касту столичных жителей, несколько замкнутую в себе и обособленную, сохранявшую в своей среде немецкий язык и имевшую деловых партнеров среди своих единоплеменников. Таков был и Р.Р. Лютерман, ведший деловую переписку на родном ему языке. Свойственная ему аккуратность и скрупулезность в делах позволила ему добиться успеха в своем предприятии, и, декорируя своими цветами фотографические выставки, как это было модно в эпоху модерна, ему пришла в голову блестящая идея издавать открытки. Познакомившись на выставках с несколькими видописцами и владельцами типографий (тоже немцами), Р.Р. Лютерман основал при магазине собственное издательство открытых писем, которое сначала выпускало только видовые открытки, но вскоре перешло на выпуск открытых писем самых разнообразных тематик.
Р.Р. Лютерман издавал открытки с видами Петербурга и губернии, посвященные Русско-японской войне, флоту, сокровищам российских музеев, а со второй половины 1900-х годов обратился к открыткам по рисункам современных художников, в основном из Петербурга, а также иностранных, работы которых пользовались популярностью у публики. Именно эта художественная часть его издательской деятельности легла в основу настоящего каталога, выпущенного ИД «Крепостновъ» и предназначенного филокартистам, а также ценителям истории Петербурга и знатокам искусства.
ВАЛЕРИЙ КРЕПОСТНОВ
КОЛЛЕКЦИОНЕР