Цельные вещи. Почтовые карточки Российской Империи с рекламными объявлениями. Фотографии.

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Эпоху модерна принято считать родоначальником рекламы. Именно тогда, на стыке XIX и XX столетий, рекламный текст соединился с иллюстрацией, впервые возродив к жизни рекламный плакат и афишу. Однако предприниматели не остановились на достигнутом, и изящные изображения стали окружать людей не только на улицах, но и проникли в их дома и квартиры. Этому способствовали небывалый расцвет полиграфического производства и сотрудничество с типографиями профессиональных художников. Начался расцвет журнальной и газетной рекламы. Без рекламы отныне не могла обойтись ни одна выставка, ни одно художественное событие. Да, во многом эта реклама была неумелой, неявной, скрытой, но без этих первых опытов обращения к ней периодической печати ее дальнейшее становление и развитие было бы невозможно.

Не удивительно, что в начале XX века реклама начала проникать даже в государственные институции. Распространение открыток с портретами членов императорской семьи рассматривалось министерством императорского двора как ее популяризация, способствовавшая росту патриотических настроений, то есть тоже было рекламой. Наконец, реклама затронула и достаточно костное в России почтовое ведомство.

Еще во второй половине XIX века различные бланки почтовых сообщений использовались предпринимателями в качестве носителей рекламных объявлений. Они приобретали у почтового ведомства бланки неиллюстрированных открытых писем, снабжали их рекламами, возвращали их обратно для распространения, а почтово-телеграфные учреждения повторно продавали их - на этот раз публике - по уменьшенной цене. От этого выигрывали все: и почтовое ведомство, получавшее за каждый проданный бланк на 1 копейку больше, и покупатели, имея возможность отправлять письма по более низкому тарифу, и рекламодатели, так как об их фирмах могли узнать в разных уголках страны, и сами предприниматели, сполна окупавшие свои затраты полученной от последних платой за объявления. Этот способ рекламирования товаров известен мало, но он представляет собой очень важную страницу в истории рекламы, так как тиражи таких открыток достигали 5000 экземпляров. Не каждая иллюстрированная открытка могла похвастаться таким тиражом.

Издательский Дом «Крепостновъ» уверен, что посвященный почтовым карточкам с рекламными объявлениями каталог, включающий и подробнейшую историю их возникновения и существования, вызовет интерес не только у коллекционеров, но и у самих широких слоев читателей, интересующихся историей рекламы, историей предпринимательства, а также в целом русской культурой рубежа XIX—XX столетий.

 

ВАЛЕРИЙ КРЕПОСТНОВ

КОЛЛЕКЦИОНЕР